К основному контенту

Архитектурные термины

А
Абак, абака (греч. abakos - лоска) - верхняя часть капители колонны, полуколонны, пилястры в виде плиты, на которую непосредственно опирается архитрав. Имеет квадратные очертания с прямыми (дорический и ионический ордера) или выгнутыми (коринфский ордер) сторонами.
Акант, аканф (греч. akantha - колючее растение, терновник) - род растений Средиземноморья, листья которого послужили изобразительной основой для элемента древнегреческого орнамента. В дальнейшем акант нашёл использование в форме капители коринфского и композитного ордеров, в украшении фасадов и интерьеров зданий
Акведук (лат. aqua - вода и duco - вести) - сооружение в виде арочного моста, служащего для перевода водопроводных труб через глубокие овраги, ущелья или долины рек с целью обеспечения населённых мест водой из источников размещенных выше.
Акрополь (от греч. akropolis от akros - верхний и polis - город) - расположенная на возвышенности и укрепленная часть древнегреческого города, его цитадель. На акрополе во времена античности находились городские святыни, храмы, во время войны он служил жителям убежищем от врагов.
Акротерии (греч. akroterion - вершина, фронтон) - скульптура или скулыпурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и над центром фронтона античных зданий.
Алтарь - место для жертвоприношений, а также часть культового здания, где совершается богослужение. 
Амфипростиль - тип древнегреческого храма, в котором на двух сторонах - переднем и заднем фасадах - находилось по четыре колонны. Тоже самое - двойной простиль
Амфитеатр (греч. amphitheatron от amphi - с двух сторон и theatron - театр, ступеньки, места для зрителей) - в театрах Древней Греции места для зрителей, расположенные полукругом ступеньками на склонах холмов, постепенно повышаясь от центра. В древнеримской архитектуре - открытые круглые или овальные в плане сооружения для массовых зрелищ,
Ансамбль (от франц, ensemble - вместе, стройное единство) - согласованное и продуманное единство в расположении, взаимная уравновешенность частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное целое. Например, архитектурный ансамбль различных строений, ансамбль предметов и украшений интерьера, ансамбль музыкантов. Понятие ансамбля близкое к слову композиция, однако имеет более широкий смысл,  может объединять несколько отдельных композиций.
Антаблемент (от франц. entablement - покрьггае) - система верхних горизонтально размещенных частей здания, которые лежат на колоннах. В классической архитектуре (античность, классицизм) антаблемент состоит из трёх частей: горизонтальной балки-архитрава и размещенными над ней фриза и карниза
Анты (от лат. antae) - торцевые выступы боковых стен прямоугольного в плане здания, между которыми ставились две колонны, ограждавшие вход (храм в антах) в античной архитектуре Греции.
Ападана (перс.) - дворец приемов, аудиенций в Древней Персии. Здание обычно представляло собой многоколонный зал с четырьмя портиками и четырьмя башнями по четырём сторонам света. Располагалось на платформе, на которую вели лестницы.
Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) - дугообразное перекрытие проёмов в стене (двери, окна, борота)  или пролётов между двумя опорами. Арки бывают полуциркульными (описанные полуокружностью), подковообразные, лучковые (описанные дугой меньшей за полуокружность), стрельчатые (состоят из двух арок, которые пересекаются под углом), многолопостевые (состоят из нескольких маленьких арочек).
Арка триумфальная - постоянное или временное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Бывают 1-3 пролётные, завершаются антаблементом и аттиками, украшаются статуями, рельефами, памятными надписями.
Аркада - ряд одинаковых по величине и силуэту арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркатура - ряд декоративных, ненастоящих арочек, которые опираются на консоли, кронштейны или колонны, в виде глухого аркатурного пояса. Аркатура - элемент
декоративного украшения здания.
Архаика - период развития искусства Греции VII-VI вв. до н.э. В широком значении - ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. Использование слов "архаичный" к другим по времени явлениям означает "неразвитый", "несформированный".
 Архивольт (от лат. arcus voltus - обрамляющая дуга) - архитектурно-декоративное украшение арочного проёма в виде контурной рамки на плоскости стены.
Архитектура (лат. architektura от греч;archiiektonike) - искусство проектировать и возводить здания, их комплексы, сооружения, которые организуют открытое пространство (монументы, террасы, набережные), оформлять пространственную среду для жизни и деятельности человека, осуществлять планировку и застройку городов и населенных пунктов (градостроительство), создавать комплексы с учётом и при помои элементов натуральной природы (садово-парковое искусство). Тоже самое - зодчество.
Архнтрав - (франц. architrave от греч. archi - главный и лат. trabs - балка) - нижняя часть антаблемента, горизонтальное перекрытие, лежащее непосредственно на капителях колонн, пилястр, на столбах или других опорах и несет фриз и карниз.
Атлант (греч. Atlas (Allcriias) - несущий) -1. В древнегреческой мифологии титан Атлант, осужденный вечно держать на своих плечах купол неба как наказание за участие в битве титанов против богов. В архитектуре - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей отдельный элемент здания (балкон, портик, эркер) и приставлена обычно к стене или столбу (сравн. Кариатида).
Атрий, атриум (лат. atrium crrater - черный) - главное помещение, приёмная в богатом древнеримском жилом доме, где находились изображения богов и маски предков. Центр атриума занимал неглубокий мраморный бассейн (имплювий), над которым в крыше было оставлено четырехугольное отверстие для освещения и стока дождевой воды (комплювий). Название происходит от курного очага, который был там первоначально размещен.
Аттик (от греч. attikos, лаг. attikus - эпический) - прямоугольная стенка, на которой размешались надписи и рельефы, или в виде балюстрады. Находится над карнизом здания Название происходит от Аттики - области в древней Греции с центром в Афинах.
Б
База (от греч. basis - шаг, стопа, основание) - профилированная основа, подножие колонны или пилястры. В зависимости от архитектурного ордера может иметь различную величину и профиль.
Балюстрада (от франц. balustrade) - невысокая ограда балкона, галереи, десницы, которая состоит из ряда фигурных столбиков (балясин), объединенных сверху плитой, балкой, перилами.
Барельеф (от франц. bas-relief - буквально низкий рельеф) - вид рельефной скульптуры, в которой изображение над плоскостью фона не больше чем на половину своего объема.
В
Валюта (лаг. vohita - завиток, or vere - крутить) - архитектурный элемент в форме спиралевидного завила с «глазком» в центре: является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.
Виадук (лат. via - дорога, путь и duco - вести) - сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, ущельем и т.п. В отличие от мостов виадуки строятся через безводные препятствия.
Г
Галерея (франц. galeie - открытый) -1. Длинное и узкое крытое помещение, в котором одна или две из длинных стен заменены колоннами. 2. Длинный балкон. 3. Вытянутый зал со сплошным рядом больших окон в одной из длинных стен.
Гармония (греч. harmonia - связь, созвучие, соразмерность) - оптимальное соединение частей в одно целое. Как приём гармония используется в создании архитектурных ансамблей, произведений искусства.
Герма (греч. henna - подпорка, столб) - 4-гранный столб, завершённый скулыпурным изображением головы или бюста; вид скульптурного портрета или скульптурного памятника. Гермы возникли в Древней Греции как изображения бога Гермеса - покровителя торговли и путешественников; служили пограничными знаками, показателями дорог, создавались с портретными изображением государственных деятелей, военачальников, философов, знаменитых граждан и ставились на улицах и площадях города.
Гипостиль (от греч. hipoltylos - поддерживающийся колоннами) - большое помещение (зал храма, дворца), крыша которого опирается на многочисленные и часто поставленные колонны: колонный зал.
Горельеф (франц. haut-relief - буквально - высокий рельеф) - вид скульптуры, в которой изображаемое выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.
Градостроительство — теория и практика планировки и застройки городов. Определяется социальным укладом, уровнем развития производительных сил, науки и культуры, географическими и природными условиями, национальными особенностями страны.
Д
Дентикулы (от лат. denticulus - зубец), зубчики, сухарики — ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе в ионическом и коринфском ордерах.
Диптер (греч. dipteros - двойной) - тип древнегреческого храма, который, в отличие от периптера, окружён со всех сторон не одним, а двумя рядами колонн.
Дольмен (франц. dolmen от бретонск. tol - стол и теп - камень) - древние погребальные сооружения эпохи неолита, бронзового и железного веков в виде больших каменных глыб и плит, поставленных вертикально и накрытых сверху массивной плитой; один из видов мегалитических сооружений.
З
Зиккурат (от аккадского zaqaru - поднимать, строить, высоко) - многоярусное (трёх или семи) здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху в архитектуре Древней Месопотамии.
Зоофор (греч. izophoros - идущий вокруг) - 1) полоса скульптурного рельефа с изображениями живых существ, растений, орнамента; 2) фриз ионического или коринфского ордера.
Золотое сечение, золотая пропорция - 1. Деление отрезка прямой на две части так, что больший отрезок относится к меньшему, как весь отрезок к большей части. 2. Название наиболее гармоничных пропорций, связей отрезков линий, величины площадей и объёмов.
И
Интерьер (франц. interieuv - внутренний) - внутренний вид, внутреннее пространство здания, помещения со всеми его элементами: украшениями, росписями, фресками, мебелью и т.д.
Иитерколумний (лат. inter - между и columna - колонна) - расстояние, пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Измеряется расстоянием между нижними частями колонн.
К
Каннелюра (франц. cannelure - желобок, от лат. саппа - тростник, палка) вертикальный желобок на колонне или пилястре. Обычно имеет в сечении очертания сегмента или полукруга. Каннелюры могут примыкать одна к одной острыми углами.
Канон (греч. капоп - норма, правило, предписание) - система правил, художественных приёмов и эстетических норм, которые считаются непоколебимыми, обязательными для определённого стиля или художественной эпохи.
Капитель (от лат. capitellum - головка) – художественно оформленная верхняя часть колонны, пилястры; размещается между стволом опоры и её горизонтальным перекрытием (антаблементом). В классической архитектуре капители различаются своей формой, однако каждой из них присущ постепенно сужающийся переход от абака (верхняя часть колонны) к её нижней границе, отсекаемой от ствола колонны астрагалом (облом в виде валика с полочкой).
Кариатида (от греч. karyatides - карийские девы) - 1. Жрица храма Артемиды в Кариях, в области Лаконика (Древняя Греция). 2. Вертикальная опора-скульптура в виде фигуры женщины, поддерживающей балочное перекрытие. Головной убор Кариатиды (или корзина с цветами) выполняет роль капители.
Карниз (нем. Karnies от греч. koronis - конец, завершение) - верхняя выступающая часть антаблемента, горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и предохраняющий стену от стоков воды. Карниз может быть поясным (находиться между отдельными этажами, ярусами здания) и завершающим.
Кессон (франц. caisson - буквально - ящик) - квадратные углубления на потолке своде или куполе, обычно с профилированными стенками. В отдельных случаях кессоны декорируются розетками.
Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль XVI1-XIX вв., одной из главных черт которого было обращение к античному наследству. Выделяется стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм, отражением значительных общественных, возвышенных, героических и моральных тем, идеалов. Как самостоятельный стиль классицизм получил распространение в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Колонна (франц. colonne от лат. columna - столб) - вертикальная опора, главный элемент несущей конструкции сооружения, обычно круглого или квадратного сечения. Различным художественным эпохам, стилям, ордерам соответствуют различные типы колон, которые отличаются оформлением капители, ствола, базы.
Колоннада (франц. colonnade) - ряд или несколько рядов колонн, размещённых в плане по прямой или по кривой линии и поддерживающих горизонтальное перекрытие. Колоннада может быть самостоятельным сооружением, примыкать к зданию или объединять его отдельные части, являться частью интерьера.
Композиция (от. ит. compositio - сочинение, сложение, составление) - 1. Искусство сочинения, сложения, составления разных частей в одно целое соответственно их смыслу, содержанию, некой идеи. Средствами композиции являются: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, соразмерность частей и целого, пропорциональность, масштабность, свет, цвет, фактура. 2. Распространённое название произведения искусства, имеющего самостоятельное значение.
Консоль (франц. console от лат. consolium - поддерживающий) - выступ горизонтальной балки, жёстко закреплённой одним концом при свободном другом конце треугольной, прямоугольной или сложного очертания, служащая для поддержки карниза, балкона, части здания; может служить декоративной деталью (поддерживать скульптуру, вазу). Выступ, прикреплённый к стене, обычно носит название кронштейн.
Кора (от греч. kore - девушка) - в искусстве Древней Греции периода архаики культовое по назначению скульптурное изображение девушки. В отличие от аналогичных скульптур куросов (юношей), которых изображали обнажёнными, коры всегда задрапированные. В дальнейшем коры стали использоваться в качестве кариатид.
Кромлех (бретонск. сгот - круг и lech — камень) — один из видов мегалитических сооружений, представляет собой группу камней размещённых по кругу или незамкнутой кривой, которые перекрыты горизонтальными каменными плитами.
Купол (ит. cupola - свод от лат. cupula бочёнок) — сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария. В соединении с другими конструктивными элементами зданий позволяет перекрывать без дополнительных опор объёмы круглой, квадратной, многоугольной в плане формы. Образуется в результате верчения кривой (эллипс, парабола, сегмент круга и т.д.).
Курватура (лат. curwatura - кривизна, округлость) - умышленное, едва заметное искривление прямолинейных частей здания с целью устранения оптических искажений при восприятии его в ракурсе. Курватура служит также для усиления пластической выразительности архитектуры. К наиболее распространённым видам курватуры относят: изгиб стилобата, утолщение угловых колонн {энтазис), отклонение от точной симметрии.
Курос (греч. kuros - юноша) - в архаическом искусстве Древней Греции скульптура обнажённого юноши, имевшая культовое назначение и изображала одновременно бога Аполлона и мужскую фигуру.
Л
Лопатка - вертикальный, прямоугольный в плане выступ на стене здания конструктивного или декоративного характера. Отличается от пилястры отсутствием базы и капители.
М
Мавзолей (лат. mausoleum от греч. Mausoleion — гробница Мавсовла в Галикарнасе, 4 в. до н.э.) - монументальное надмогильное сооружение. Название происходит от гробницы карийского царя Mayсола, возведённой. в Галикарнасе (IV в. до н.э.)
Малые архитектурные формы - общее название небольших сооружений (фонтаны, бассейны, беседки, павильоны, ограды, лестницы и др.) в парках, садах, и других открытых пространствах.
Маскарон (ит. mascherone - большая маска) - декоративный рельеф {барельеф, горельеф) в виде лица человека, головы животного. Используется в украшении зданий (размещается над арками, оконными и дверными проёмами), мебели, посуды и т.д.
Мастаба (арабск. - скамья) - в Египте гробница с прямоугольным основанием и слегка наклонёнными стенами.
Меандр (от названия извилистой реки Меандр, теперь Большой Мендерес в Малой Азии) – вид геометрического орнамента в виде ломаной под прямым углом линии, которая в целом выглядит как непрерывная узкая полоса.
Мегалитические сооружения (греч. megas - большой и lithos - камень) - культовые сооружения, возведённые из больших неотёсанных или слегка обработанных камней. Служили в качестве святилищ, надмогильных памятников. Различают менгир, дольмен, кромлех.
Мегарон (греч. megaron - большое здание, главный зал дворца) - тип прямоугольного здания с большим залом в центре и входом на торце (оформленном в виде портика). Посреди зала располагался очаг, над которым в потолке имелось отверстие для дыма. Сложился в период эгейской культуры; стал основой зданий периода архаики.
Менгир (бретон. menhir от теп - камень и hir длинный) - один из видов мегалитических сооружений в виде отдельных, вертикально поставленных камней на параллельных или концентрических линиях.
Метопа (греч. metopon — пространство между глазами) — в классической архитектуре квадратная либо прямоугольная плита, расположенная в промежутке между триглифами. Декорируется рельефами или росписями, композиция которых подчёркивает квадратный формат метопы.
Модуль (от лат. modulus мера) - в художественном формообразовании величина (наименьший размер) или какой-то элемент формы, условно принятый за единицу, которая целое (кратное) количество раз повторяется в других объектах, измерениях.
Модульон, модильон (франц. modillon) - вид небольшой консоли карниза декоративно оформленной в виде валюты.
Монументальное искусство — группа видов пластических и изобразительных искусств, объединяющие произведения, предназначенные для архитектурного и природного окружении, во взаимодействии с которыми они приобретают соответствующую идейно-образную завершенность. К монументальному искусству относят памятники, мемориальные ансамбли, фонтаны, парковую скульптуру, живописное и скульптурное украшение зданий, витражи и др.
Монументальность - качество художественного образа, соответственно которому произведениям свойственны масштабное содержание, возвышенность, утверждение некого общественного идеала.
Н
Наос, целла (греч. naos - корабль, лат. cella - комната) - в архитектуре Древней Греции внутренняя центральная часть храма, помещение святилища, где находилось изображение Бога; своей вытянутой формой напоминала корабль, отсюда и название. В архитектуре средневековья - неф.
Некрополь (греч. nekropolis от nekros - мертвый и polis город, буквально - город мёртвых) - в Древней Греции район захоронений, украшенный архитектурно-скульптурными надгробиями. В дальнейшем мемориальный ансамбль.
Ниша (франц. niche от лат. nidus - гнездо) прямоугольное или полукруглое в плане углубление в стене. Имеет функциональное и декоративное предназначение.
О
Ордер (нем. Order от франц. ordrc от лат. ordo ряд, строй, порядок) - система соотношений несущих и несомых элементов здания, их структуры и художественной обработки. Как каноническая система оформился в архитектуре античной Греции в виде отдельных типов: дорического, ионического, коринфского. Дальнейшая разработка архитектурного ордера произошла в период Древнего Рима (тосканский, композитный). Ордер архитектурный состоит из антаблемента (карниз, фриз, архитрав), колонны с капителью (капитель, ствол колонны или фуст, база) и пьедестала.
Ордер тосканский - первоначально этрусский вариант греческого дорического ордера, усовершенствованный и изменённый римскими зодчими. Определяется тяжёлыми пропорциями, гладким (без каннелюр) стволом колонны, развитой базой, высокой капителью.
Ордер дорический (греч. dorikos - свойственный дорическим племёнам Древней Греции) - один из основных архитектурных ордеров и наиболее простой по своему составу, внешнему виду; отличается массивными, тяжёлыми пропорциями частей колонны и антаблемента. Колонна дорического ордера не имела базы, её ствол (фуст) обрабатывался вертикальными желобками (iканнелюрами), абак капители представлял собой плиту, эхин имел полукруглый профиль, фриз состоял из триглифов и метоп, украшенных скульптурой, которая, как и изображения на фронтонах храмов, раскрашивалась.
Ордер ионический - один из главных греческих ордеров. Имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанную каннелюрами. Отличительной чертой ионического ордера является капитель, в которой между абаком и эхином находятся два завитка - валюты. Они образуют на сторонах капители валы - балюстры. Фриз ионического ордера имеет зоофорный рельеф (см. Зоофор), архитрав состоит из трёх горизонтальных полос.
Ордер коринфский - один из основных ордеров античности. Структура антаблемента близкая к ионическому ордерув карнизе дополнена только полочка из небольших кронштейнов- модульонов. Основные отличия - в решении капители. Её составляет колокол, окружённый двумя рядами стилизованных листов аканта. С четырёх углов из-за листов аканта выступают стебли, образующие вверху завитки - валюты. На их опирается профилированный абак. Название коринфского ордера считается, происходит от г.Коринф в Греции.
Ордер композитный (от ит. composite - смешанный) I ордер, соединяющий в себе элементы ионического и коринфского при сохранении определяющей роли коринфского (форма капители, пропорции). Отличается подчёркнутой декоративностью, усложнённостью решения отдельных деталей. Композитный ордер впервые был использован древнеримскими зодчими.
Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) – декоративный узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов или построенный по законам симметрии; предназначен для украшения произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, предметов домашнего быта, архитектурных сооружений.
П
Пальметта (франц. palmette) - скульптурный или живописный узор, напоминающий пальмовые листья.
Панель (лат. pannulus - кусок ткани) - отделка нижней части стен помещения, отличная от отделки всей стены.
Пантеон (греч. Pantheion от pan - всё и theos - бог) - 1. Тип античного храма (обычно круглый в плане), который возводился в честь всех богов, что должно было высказывать идею их равноправия. 2. Условное название свода богов, характерных для некоей религии, нации, народа, исторической эпохи.
Парапет (ит. parapetto от рагаге - оборонять и petto - грудь) - невысокая стена ограждающая крышу здания, террассу, балкон, набережную, мост.
Периптер (греч. peripteron от peri - вокруг wpteron - крыло) - тип античного храма, в котором здание окружено со всех сторон колоннадой.
Перистиль (от греч. peristylon - окружённый колоннами) - замкнутое пространство (площадь, двор, сад), окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой; составная часть богатого античного дома.
Пилястра (ит. pilastro от лат. рйа - столб) - прямоугольный в плане вертикальный выступ на поверхности стены. Пилястра имеет те же части, что и колонна (ствол, капитель, база), её ствол могут прорезать каннелюры. Служит для членения фасада здания с целью придания ему большей - выразительности, а так же для укрепления наиболее напряжённых частей стен.
Пилоны (греч. pylon - ворота) - массивные и прямоугольные столбы, поддерживающие арки, своды и плоские перекрытия. В Египте - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм.
Пинакотека (греч. pinakotheke от pinax (pinakos) - доска-картина theke - вместилище) - в античной Греции хранилище изображений, написанных восковыми красками на досках; позже - название картинных галерей или крупных собраний живописи.
Пирамида - монументальное призмавидное сооружение с четырёхугольной основой.
Плафон (франц. plafond - потолок) - декоративно обработанный при помощи росписей и лепнины потолок.
Подий - основание храма со ступенями на торцевой стороне, а также возвышение или площадка.
Подпружная арка - вид конструктивной арки, которая является опорной конструкцией перекрытия, воспринимает нагрузку свода или купола и передаёт её на столбы, стены и т.д.
Портал (нем. Portal от лат. porta - вход, ворота, двери) - архитектурно оформленный вход в здание; может включать карниз, фронтон, пилястры, колонны, декоративную скульптуру, росписи. Как разновидность выделяют перспективный портал, образующийся несколькими уступами в глубину стены при постепенном уменьшении размеров.
Портик (лат. porticus - крытый ход, навес, галерея) - выступающая перед фасадом часть здания, образованная колоннами или арками, которые держат перекрытие. Портик может быть открытым на одну или три стороны, завершаться фронтоном, аттиком. В виде портика часто оформляется вход в здание.
Пропилеи (греч. propylon - место перед дверями, воротами, вход) - монументальные ворота у входа в город или архитектурный ансамбль.
Пропорция (от лат: proportio - соотношения, соразмерность) - соразмерность частей художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Отличают архитектурные пропорций, пропорции при изображении человеческого тела и лица.
Простиль (от греч. pro - впереди и stylos — колонна) - тип древнегреческого храма прямоугольной формы в плане. В отличие от амфгтростипя и периптера имеет только четыре колонны на одном, главном фасаде.
Пьедестал (ит. piedistallo от piede - нога и stallo - место) — подножие колонны, состоящее из базы, тела пьедестала и карниза; подножие, основа для какого-либо сооружения, памятника, статуи, вазы.
Р
Рельеф (франц. relief от лат. relevo - поднимаю) — скульптурное изображение на плоскости, в которой главными выразительными средствами является возможность разворота композиции на плоскости, перспективной постройки изображения и создания пространственной иллюзии. Отличают углублённый (инталия) и выпуклый рельеф (низкий — барельеф, высокий — горельеф).
Ризалит (от ит. risalita - выступ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада по всей его высоте и составляющая с ним одно целое.
Ритм (греч. rythmos) - определённая повторяемость, чередование композиционных элементов в архитектуре (проёмы, колонны, аркады) или скульптуре (линии, формы, жесты), усиливающие выразительность художественного образа.
Розетка (франц. rosette ' буквально: розочка) - в архитектуре и скульптуре - орнаментальный мотив в виде исходящих из центра стилизованных растительных или геометрических форм, размещённых по правилам центрально-осевой симметрии.
Ротонда (ит. rotonda от лат. rotondus - круглый) - небольшое по размерам, круглое в плане сооружение (культовое, мемориальное, парковое), перекрыто куяолом, опирающимся на колонны или  стены. Также обычно называют соответствующую венчающую часть здания.
Рустика (от лат. rusticus- простой, грубый, необтёсанный) - вид обработки стены каменными блоками (квадрами), которые снаружи сохраняют грубую обработку. Термин «руст» («рустовка») обозначает также способ обработки стены (имитация) квадрами из других материалов.
С
Сандрик - небольшой карниз, размещённый над окнами или дверями на фасаде здания, - опирается на консоли, иногда завершается небольшим фронтоном.
Саркофаг (греч. sarcophagos - пожирающий тело) — каменный или деревянный гроб.
Свод - перекрытие здания, имеющее криволинейное очертания близкое к полуцилиндру; в римской архитектуре получили наиболее широкое распространение цилиндрический свод, который опирается на параллельные стены или ряды столбов, а также крестовый, образованный двумя пересекающимися под прямым углом цилиндрическими сводами.
Свод ложный - свод, строящийся без применения арки кружала, отдельными выступающими горизонтальными отрезками, которые постепенно сближаются кверху.
Симметрия – соразмерность, одна из форм построения гармонической уравновешенной композиции. Особое значение симметрия приобретает в архитектуре и искусстве орнамента.
Синтез искусств - один из способов творческого мышления, заключённый в сопоставлении и объединении в одной композиции (ансамбле) произведений, принадлежащих разным видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и др., с целью усиления художественного воздействия каждого из них и всего целого.
Синтезом в искусстве называют Скульптура, также пластика – вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного фигурного трехмерного изображения. Отличают две основные разновидности скульптуры: 1. круглую {статуя, .скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст), произведения которой свободно размещаются в пространстве и предусматривают круговой осмотр; 2) рельеф, где изображение находится на плоскости. По содержанию и функциям выделяют монументальную, монументально-декоративную, станковую скульптуру и скульптуру малых форм.
Статуя (лат. statua) - .один из основных видов скульптуры, для произведений которой характерно свободное размещение изображения в пространстве. Небольшие скульптуры, предназначенные для украшения интерьеров, называют статуэтками.
Стела (греч. stele - столб) - каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения. Обычно это надгробие или мемориальный знак.
Стиль в искусстве (лат. stylus, греч. stylos — стержень, палочка для письма по восковой дощечке) - 1. Система принципов, закономерностей и правил, а также особенностей художественных форм и композиционных приёмов, свойственных определённой исторической эпохе. 2. Индивидуальный стиль того или иного мастера, отражённый в его конкретном произведении. 3. Система определённых признаков, свойственных искусству какого-то народа, художественной школе. В развитии стиля в искусстве выделяют периоды, а также тенденции и - направления.
Стереобат (греч. stereobates) - в греческой архитектуре основа, цоколь, на котором возводилось здание, ставились колонны. Стереобат состоял из трёх частей (ступеней), верхняя из которых (или только её поверхность) назывались стилобатом.
Т
Термы (лат. thermae от греч. thermos - тёплый, горячий) - древнеримские общественные бани, в которых также размещались спортивные залы, библиотеки, залы для собраний, помещения для отдыха.
Тимпан (от греч. tympanon - барабан, бубен) 1 внутреннее поле фронтона, обычно треугольное; углублённая часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного очертания над окном или дверями, заполненная живописными, скульптурными изображениями.
Толос, фолос (от греч. tholos - свод, купол) – монументальное круглое в плане сооружение (гробница, храм), завершённое куполом; распространено в эгейской культуре и античном мире.
Триглиф (греч. triglyphos - с тремя нарезками, от tri - три (в сложных словах) и glypho - режу) - деталь фриза дорического ордера; каменная плита прямоугольной формы с тремя вертикальными желобками.
Ф
Фасад (франц. facade от ит. facciata faccim- лицо) - внешняя вертикальная поверхность сооружения, образованная различными архитектурными деталями и приёмами, фактурой строительных материалов, их цветом. Отличают главный и боковой фасады, а также дворовой, садовый.
Фестон (франц. feston) 1. Живописное или лепное украшение в виде зубчатого или волнистого орнамента, гирлянды и т.п. 2. Один из зубчиков (преимущественно округлой формы), которым окантовывают, обшивают края чего-либо.
Филёнка (нем. Fiillung - наполнение) - 1. Профилированные щиты, заполняющие рамы
дверей, перегородок, панелей стен. 2. Часть поля стены, пилястры или двери, обведённая рамкой или углублённая.
Форум (лат .forum) - общественный центр древнеримского города, где проходили народные собрания, торжества, торговые сделки. На форуме размещались общественные и культовые здания, триумфальные арки, колонны, монументальные скульптурные изображения.
Фриз (франц. frise) – 1. Средняя горизонтальная часть антаблемента, размещённая между архитравом и карнизом. Обычно заполнялась скульптурными или живописными композициями. 2. В декоративной скульптуре и живописи фриз - изобразительная или декоративная композиция в виде горизонтальной полосы внутри или снаружи здания; элемент оформления интерьера.
Фронтон (франц. fronton от лат. frons/ frontis – лоб, передняя сторона) - верхняя часть фасадной стены здания, образованная линией карниза и скатами крыши треугольной или криволинейной формы. Завершает фасады зданий, портиков, порталов. Поле фронтона (тимпан) украшается скульптурой, проёмами, нишами.
Фуст (ит. fusto) ствол, стержень колонны.
      Ц
Цитадель (ит. citadella - маленький город) - укреплённая часть города.
Цоколь (ит. Zoccolo - туфель) - нижняя надземная часть стены здания, опирающаяся на фундамент. Цокольный этаж - этаж здания, поверхность пола которого находится ниже поверхности земли снаружи.
Э
Энтазис (греч. Entasis - напряжение) - небольшое специальное утолщение ствола колонны в её средней части и сужение вверху.
Эхин (греч. echinos - буквально: морской ёж, раковина которого служила грекам сосудом) - название раковины перенесено на похожую по форме деталь дорического ордера, средняя часть дорической капители, являющуюся переходом от ствола колонны к квадратному абаку.

Популярные сообщения из этого блога

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.

Клаузура в архитектурном проектировании

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел. В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не…